Знаете ли вы, кто такой Шива Натараджа? Это одно из имен великого Шивы-Разрушителя, означающее «король танца». Сегодня мы поговорим о танцевальном искусстве загадочной и прекрасной Индии, окунемся в океан эмоций и… давайте я лучше расскажу вам свою историю.Знаете ли вы, кто такой Шива Натараджа? Это одно из имен великого Шивы-Разрушителя, означающее «король танца». Сегодня мы поговорим о танцевальном искусстве загадочной и прекрасной Индии, окунемся в океан эмоций и… давайте я лучше расскажу вам свою историю.
Для меня знакомство с феноменом Индии началось с раннего детства, или, проще сказать, еще в утробе матери. Она увлекается ею с 6 лет, профессионально изучает методику индийского танца, религию и культуру своей любимой страны. Я с удовольствием смотрела с ней болливудские фильмы, напевала понравившиеся песни, даже танцевала, по-детски неуклюже.
А когда стала постарше – заинтересовалась и спросила маму, сможет ли она научить меня танцевать. Для начала она достала мне всю литературу по Индии, заставив погрузиться в ее культуру, проникнуться духом. Без этого никак. Так что – немного истории.
Система классического танца Индии возникла к началу 1 тысячелетия н.э. Танец – неотъемлемая часть ее культуры, неразрывно связанный с другими видами искусства – музыкой, пением, поэзией, театром. Для него действую определенные правила ритмики, метрики, гармонии, эстетики. Танец (нритта) и пантомима (нриться) тесно связаны с классической драмой (натья).
Для индийского танца, — точнее, если рассматривать его как выражение нашего внутреннего мира, наших чувств, — выделяется 8 основных типов эмоций: любовь, веселье, печаль, гнев, радость или восторг, страх, отвращение или удивление. Это – устойчивые чувства, а вот неустойчивые – зависть, растерянность, смущение, замешательство, высокомерие и так далее. Я не буду сейчас рассматривать средства воздействия актера на зрителя, однако, если вы когда-нибудь попадете на индийский танец, то заметите, какая у танцоров и танцовщиц выразительная мимика. Кому-то она покажется смешной, кто-то сочтет банальным кривлянием – но никто равнодушным не останется.
У индийского классического танца есть несколько направлений. Вот на них-то мы и заострим свое внимание.
1. Бхарат-натьям.
Он существует более 2-х тысячелетий в Тамилнаду (штат Мадрас). Его назначение — умилостивить божество, от которого зависит жизнь человека. Танец традиционно исполняется девушками, воспитывающимися в храме с 6-8 лет. Это наиболее канонизированный вид классического танца, он отличается сложным хореографическим рисунком и является сочетанием танца-рассказа (нритья) с собственно танцем (нритта). Бхаратнатьям длится около 2 часов и состоит из 6 номеров, имеющих свои названия. Довольно-таки сложен, потому что отличается большим количеством поз для рук, для ног и даже выражениями лица.
2. Катхак.
Стал популярен в 17 веке при дворе Великих Моголов. Зародился в Северной Индии, и моголами ввелся как придворный танец. Визитная карточка катхака – стремительные пируэты. Важнейший элемент – ритмичное притоптывание, для этого используются особые ножные браслеты с колокольчиками, как и в других стилях.
3. Катхакали.
Возник в 16-17 веках. Отличается от других ярко выраженным драматизмом спектакля, преобладанием «сюжетного» танца над «чистым». Исполняется мужчинами.
4. Манипури.
Самый молодой стиль. Известный ранее только жителям горных районов Ассама, этот танец наиболее близок к традициям массового стиля. Традиционно манипури исполняют в полнолуние в марте и декабре. Отличается естественностью и живостью, свойственным народным индийским танцам.
5. Кучипуди.
Кучипуди возник в 7 веке до нашей эры предположительно в индийском селе Кучелапурам. Кучипуди уникален среди всех классических идиом как форма танца, драмы и музыки. Поначалу он был традиционно мужским танцем. Женские роли в индийской мифологии исполняли мужчины. Танец характеризуется быстрыми ритмами и более сдержанными движениями.
6. Одисси.
Одисси считают старейшей формой классического танца, его возникновение относят к 2 столетию н.э. Неразрывно связан с религией. Впервые возник в государстве (ныне штате) Орисса. Традиционно его исполняли девадаси, танцовщицы храмов. Большинство танцев были посвящены богу Кришне, одной из аватар Вишну.
Так же, как и другие формы танцев Индии, Одисси обладает двумя главными аспектами: разговорный и выразительный танец. Изогнутые позиции тела, стилизованность танца под скульптуры , сдержанные скромные движения верхней части тела в комбинации с мелкими четкими движениями нижней — это особенности Одисси.
Для меня танец – выражение моей сути, моей личности. Я могу выразить с его помощью множество эмоций, а также рассказать о себе. Индийский танец в этом смысле – мое продолжение, моя жизнь и моя сущность.
Ну, и для тех, кто заинтересовался данной темой – советую посмотреть следующие фильмы:
1). «Девдас» (2002 год). Там свое искусство танца показывают две прекрасных женщин — Айшвария Рай и Мадхури Дикшит. Последняя, кстати, профессиональная танцовщица.
2) «Давайте танцевать» (Aaja Nachle) – та же Мадхури, сюжет, может быть, и не слишком оригинален, однако танцы поставлены превосходно.
3) «Маюри» — автобиографичный фильм о девушке, которая не мыслила своей жизни без танца, прошла множество испытаний и обрела популярность, но потеряла ногу в автокатастрофе. Представьте, какое разочарование, ведь она больше не может танцевать. И что вы думаете? Она же танцевала на протезе! Кстати, играющая главную роль актриса Судха Чандран – действительно имеет протез на правой ноге.
4) «Красавица из Лакхнау» / «Дорогая Умрао» — две версии одной истории, в обеих шикарные танцевальные номера, а исполняют их Айшвария Рай и Рекха (соответственно, в разных фильмах).
5) «Фотография в свадебном альбоме» — там не только Джая Прада как женщина-которая-танцует, но и превосходный танцор Камалахасан, который также играет главную роль в следующем фильме.
6) «Король шуток» — там не так много национального танца, но все-таки кое-что есть.
Актрисы/актеры, известные, прежде всего, за свои танцевальные навыки.
1. Виджаянтимала – бхаратнатьям.
2. Хема Малини Деол – катхак, бхаратнатьям, одисси.
3. Айшвария Рай – катхак
4. Мадхури Дикшит – катхак, бхаратнатьям.
5. Джая Прада – бхаратнатьям.
6. Камалахасан – бхаратнатьям.
7. Рекха – катхак.
Моя жизнь связана с бхаратнатьямом и катхаком, которые не только помогают поддерживать стройную фигуру, но и улучшают осанку (разве что у меня она еще не совсем улучшена), нормализуют давление и учат всегда улыбаться.
Создание сайтов! Если вас заинтересовала данная тема, возможно вы захотите создать свой личный сайт. Только профессиональное создание сайтов, а также разработка, дизайн и продвижение.