Если есть спрос – есть и предложения. Нет, это пока что не о продаваемости вашего романа. Если существует запрос «сделайте из меня писателя», то найдутся те, кто предложат вам различные способы достижения заветной цели.Если есть спрос – есть и предложения. Нет, это пока что не о продаваемости вашего романа. Если существует запрос «сделайте из меня писателя», то найдутся те, кто предложат вам различные способы достижения заветной цели. Раньше был один единственный путь – приехать на поклон к маститому писателю и попросить его писательского благословения, а дальше уповать на милость муз и судьбы, теперь же к услугам жаждущих овладеть искусством слова – множество возможностей. Думается, вы и сами их можете перечислить. Это…
Книги по писательскому мастерству
Практически каждый литературный или окололитературный сайт предлагает список книг, проштудировав которые, вы станете акулой пера, маститым сценаристом или автором бестселлера. Обычно они носят название наподобие следующих: «Как написать бестселлер за десять дней», «Как стать успешным писателем», «Технология писательской работы», «10 советов по написанию романа», «Сто правил для автора фэнтези» и тому подобное. Есть и статьи, названные от обратного, скажем, «Как запороть отличную идею», «Десять ошибок начинающего детективщика». Написаны подобные руководства, как правило, теми, кто пробился на литературный рынок – иногда именно с этим самым «спроси меня как». Подобные пособия пишут также именитые авторы, всегда готовые милостиво поделиться с публикой секретом своего успеха.
Плюсы таких пособий: вы весело проведете время, зачитавшись многочисленными рекомендациями (обычно они написаны бойко и с юмором); наведете порядок на своем письменном столе (советы по обустройству рабочего места); приобретете такие полезные вещи, как ежедневник, флипчарт или маркерную доску для того чтобы чертить сюжетные линии, разноцветные фломастеры и прочее. Узнаете о существовании сайтов по русскому языку и купите учебник по стилистике. Возможно, вы даже перестроите свой день, чтобы выделить рекомендуемые час-два-три на писательство. В общем, как ни посмотри, плюсов много.
Минусы: вы рискуете обнаружить, что дав вам прекрасные советы по организации процесса и его материально-техническому обеспечению, авторы забыли поделиться таким важным навыком, как приманивание муз и поиск темы. Большинство подобных пособий хороши, если вам требуется создать заказной продукт с заранее заданными параметрами в сжатые сроки. Они не учитывают уровень вашего мастерства, ваши биоритмы, распорядок дня, силу воли и прочие мелкие факторы, которые и отличают одного человека от другого. Грубо говоря, вам подсказывают лишь, как не утонуть в море своих идей и не растерять свои записи в творческом беспорядке, что царит на вашем рабочем столе, но наивно ожидать, что совет: «А теперь продумайте, какую идею для мега-романа вы могли бы выдумать до ужина», сработает. Есть многочисленные техники (методика «снежинки» и т.д.), однако при использовании их вы быстро обнаружите, что без наличия материала, замысла, вдохновения все они оказываются прекрасным подойником без коровы.
Курсы
Курсы по литературному мастерству – тоже достаточно распространенное и явление. Они могут функционировать при Союзе писателей, региональной писательской ассоциации, издательстве. (Умолчим уж о литературных институтах.) Существуют курсы, организованные силами авторов и энтузиастов из различных литобъединений. Они разнятся по методикам и формам обучения, стоимости, продолжительности, наличию сертификации, учебным программам.
Плюсы: курсы помогут вам избежать стандартных ошибок – вернее, научиться на чужих ошибках, помогут преодолеть страх перед обнародованием своих проб пера. Обычно они предлагают отрабатывать на практике определенные темы и учат управляться с разными прозаическими/поэтическими формами и жанрами.
Минусы: вы овладеваете формальными приемами, но зачастую это означает, что вы учитесь прятать за этой ширмой недостаток таланта, подлинного мастерства и отсутствие оригинальности.
Литературные объединения
Мы говорим как о реальных объединениях, так и о сообществах виртуальных. Это могут быть форумы, сайты, социальные сети, предназначенные для общения творческих людей, представительства издательств в интернете, писательские клубы. Их направленность, степень открытости и политика членства могут быть разными, но каждое из них преследует одну главную цель: собрать единомышленников, с которыми можно обсудить вопросы творчества.
Плюсы. Они полезны тем, что отучают бояться публики, дают возможность поучиться у коллег. Если начинающий автор попал в доброжелательную среду, то такое общение придает ему уверенности в своих силах. Старшие товарищи могут дать полезный совет, приободрить, да и приятно пообщаться со «своим по крови». Если во главе стоит маститый писатель, то это и убирает страх перед «великими и недосягаемыми литераторами» и дает возможность перенимать опыт.
Минусы. Как ни странно, многие из названных плюсов способны обратиться в минусы – и произойти это может по мановению волшебной палочки. Так, доброжелательная атмосфера способна переродиться в этакое тихое болотце для узкого круга лиц, где никто не решиться на искреннюю критику и отзывы будут исключительно хвалебными, что приведет к стагнации, остановит творческое развитие автора. Если во главе такого объединения стоят известные авторы, то их влияние на младших товарищей может свестись к унификации творческой манеры последних. Проще говоря, двадцать пять юных литераторов будут открыв рот внимать каждому слову мэтра, имитировать его манеру письма… а заодно затаптывать в себе всякие проявления самобытности. Есть еще одна ловушка: разговоры о творчестве так приятны, что творчеству придется несколько потесниться. Ведь как оторваться от литературного форума и отправиться писать рассказ, если как раз сейчас на сайте идет такая интересная дискуссия (а вы вот уже третьи сутки активно в ней участвуете!)?! Как променять шанс рассказать всему форуму о своем богатейшем и уникальнейшем писательском опыте — на нудную работу по правке никак не дающейся вам главы романа?
Семинары, конвенты и конкурсы
Семинары в чем-то близки к курсам, но отличаются тем, что вы можете выбрать именно то мероприятие, который наиболее отвечает вашим интересам. Например, оно узкоспециализированное или его проводит известный вам (и уважаемый вами) автор.
Плюсы. Они не столь затратны, поэтому их может себе позволить практически каждый, к тому же позволяют участникам общаться в более свободной обстановке. Минусы – всё те же, что и у литобъединений и курсов. Конкурсов существует великое множество, и, вопреки расхожему мнению, это не только борьба за призовые места, но и неплохая тренировка.
Конкурс вырабатывает стрессоустойчивость, закаляет, помогает здраво оценивать уровень конкурентов, принимать поражение, пробуждает дух состязательности («я тоже так могу, если очень постараюсь, доработаю»). Если в жюри входят известные издатели и писатели, то это отличный шанс для того, чтобы вас заметили. При удачном раскладе вам могут написать благожелательный отзыв, рекомендацию, посоветовать ваше произведение издателю. Это и шанс сделать себе имя в кругу литераторов-конкурсантов. Конкурсы относительно анонимны (вам не приходится лично общаться с судьями, достаточно отправить свою работу, если требования не слишком строги, — скрыться за псевдонимом). Не требуется куда-то ехать, тратить деньги (за исключением незначительного взноса, который может взиматься с участников). Вы получаете гарантию того, что судьи – опытные писатели или издатели – наверняка прочтут вашу работу, она не застрянет на столе в приемной и не окажется по ошибке удаленной из электронного почтового ящика.
Минусы. Неизбежная субъективность при определении победителей. Хотя с большой долей вероятности на пьедестале окажутся наиболее сильные работы, не всегда самые сильные окажутся на первых местах. «Подсадка» на результат: авторы, которые пишут «под» конкурсы, впадают в соблазн подменить одну цель другой, стремиться к выигрышу, а не к творчеству. Возникает привычка к адреналину конкурсной гонки, стиль и идея произведения могут подверстываться под тему или предполагаемые предпочтения судей (нередко во вред тексту), часто пишутся вещи, не имеющие для автора эмоциональной ценности, формальные, «специально на».
И еще одно, о чем хотелось бы упомянуть…
Критик и автор
Есть две фигуры, с которыми авторов связывают очень сложные, порой весьма напряженные отношения. Это критик и редактор.
Очень часто автор не делает между ними различия, причисляя обоих к когорте лиц, жаждущих только одного – искалечить его творение и унизить его самого. Между тем они отличаются так же, как адвокат и прокурор. Собственно, редактор – ваш последний защитник на линии огня, который может последовать со стороны недовольной публики и язвительных критиков. Он заинтересован в том, чтобы подать ваш текст наилучшим образом, исправить ему осанку, наложить макияж, обучить за пять минут до раута делать реверанс и пользоваться столовыми приборами. Он шепчет вам на ухо: «Когда вам зададут этот вопрос, смотрите присяжным прямо в глаза и говорите громко и дружелюбно, не запинайтесь». При этом он также заботиться о читателях, которые не должны упасть в обморок от предъявленного им произведения. Нужен ли вам редактор? Обязательно. Всегда. Непременно.
В моду сейчас вошло понятие «бета-ридер», однако не стоит путать их с редактором. И не стоит воспринимать редактора как еще одного ридера. Если редактор проведет ампутацию двух глав вашего романа, бесполезно с ним спорить. Вы не дождетесь смягчения приговора, если будете доказывать, что фраза: «И тагда я вышел на астановку рано поутру впопыхах», выражает ваше уникальное видение мира и означает новые горизонты для грамматики. Если к советам ваших друзей и ридеров вы можете прислушиваться, то к решениям редактора вы прислушиваться обязаны, потому что мало какое издательство (за исключением самых непрофессиональных) захочет портить свою репутацию, выпуская сырой и не доведенный до ума текст. Не следует принимать редактора за желчного импотента от литературы, который исходит завистью, потому и вырезает из вашего романа самые трогательные диалоги Мотивация редактора не месть вам, а стремление помочь. Готовность сотрудничать с редактором, прислушиваться к его рекомендациям входит в базовый комплект качеств, необходимых писателю.
Критик… да, это отдельный разговор.
Пожалуй, трудно найти писателя, который не жаждал бы страстно отзывов. И еще труднее найти писателя, который не мечтал бы о том, чтобы эти отзывы были исключительно хвалебными. Поверьте, очень редко можно наблюдать автора, расцветающего от критических замечаний. Между тем критика — это обоюдоострый меч, который способен как отрезвить и развеять неоправданные иллюзии, так и ввести в автора в заблуждение. Автору необходим внутренний фильтр, который позволяет отделять конструктивные замечания от формы, в которую они облечены, эмоциональную реакцию от трезвого восприятия разумом. Только в том случае, если автор решительно разложит мух и котлеты по разным тарелкам, у него есть шанс среагировать на критику адекватно. Отстраните обиду, гнев, всякие «какой подлец мог оценить мой рассказ на три с минусом?! Как посмел назвать меня слабеньким подражателем и съязвить по поводу моей внешности?!» С этим разберитесь отдельно. А вот то, что в сухом остатке, следует рассмотреть с лупой в руках. Критик пишет, что у вас все предложения заканчиваются восклицательными знаками? Посчитайте: все или только пять из шестидесяти пяти. Вам написали, что финал скомкан? Перечитайте и опросите десятерых знакомых не из числа ваших фанатов. Семеро из них согласились с тем, что концовка не очень? Повод задуматься.
Критик позволяет автору всё время быть настороже, бдительно высматривать ошибки, которыми его могут попрекнуть, позволяет не терять формы. А самое замечательное – он не позволяет писателю зазнаться.