Домой Досуг Гостья — экранизация почти не сумеречного романа Майер

Гостья — экранизация почти не сумеречного романа Майер

514
0
Гостья - экранизация почти не сумеречного романа Майер

В конце марта в прокат вышел фильм «Гостья» — экранизация одноимённого романа Стефании Майер. Вампиров на экране вы не увидите, но сюжет вновь выстроен вокруг темы запретной любви межвидовой любви человека и инопланетянки.Рецензия от Оллимпии:

Инопланетная раса паразитов, называющие себя Душами, захватила нашу планету. Пришельцы занимают тела людей, присваивая себе их воспоминания. Лишь несколько десятков человек всё ещё пытаются выжить. Одна из них – Мелани Страйдер – попадает в руки инопланетян. Душа по имени Странница, завладев телом Мел, должна отыскать в её памяти информацию о других мятежниках. Но дух девушки слишком силён, Мелани не намерена сдаваться. Как смогут два сознания ужиться в одном теле, и к чему это приведёт?

Фильм порадует любителей романтических историй и любовной геометрии. Проникнув в воспоминания и эмоции Мелани, Странница невольно сама влюбляется в парня Мел Джареда. Не желая, чтобы близкие Мелани попали в руки её сородичей, девушка отправляется на их поиски. Ей удаётся отыскать общину мятежников, к которой примкнул Джаред. Глава общины Джеб – родной дядя Мелани – решает дать инопланетянке шанс. Однако мало кто из местных готов поддержать его в этом решении. Первым на сторону Странницы встаёт брат Мел Джейми, со временем к нему присоединяется Йен О’Ши. Страннице будет непросто выбрать между влюблённым в неё Йеном и Джаредом, которого всё ещё любит её тело. Однако зрителю переживать не стоит. Ситуация разрешится вполне логичным, но весьма неожиданным способом.

Мне трудно объективно оценить экранизацию, поскольку впечатления от книги, которую я прочла всего два месяца назад, ещё сильны. Но, к счастью, в кино я ходила не одна, и сразу же после сеанса у меня появилась возможность расспросить подругу, не знакомую с первоисточником. Сюжет показался ей вполне увлекательным, понятным, насыщенным, но местами чересчур «сладким». И фильм, по её словам, смотрится на одном дыхании.
Не могу не согласиться, что картинка вышла красивая. Спецэффекты, как и следовало ожидать, — на уровне. И актёры играют так, что им веришь. Значительная доля юмора, несомненно, украсила сюжет.

Единственный, но, к сожалению, значительный недостаток – серьёзные расхождения с романом. Отличаются обстоятельства, при которых Мелани попадает к пришельцам. На поиски Джейми и Джареда экранная Странница также отправляется по иным причинам, нежели в книге. Сценаристы опустили, на мой взгляд, немало важных сюжетных ходов. Из-за чего финал вышел отчасти смазанный.

Нельзя не признать, что начало романа было нудноватым и затянутым. Сценаристы попытались исправить это, но отчего-то вышло так, что сократив вроде бы скучную часть, почему-то не слишком интересно показали вторую половину завязки, которая при прочтении уже кажется весьма захватывающей.
Наверное, единственным экранным изменением сюжета, которое меня очень порадовало, стала последняя сцена. Нельзя не признать, что получилось весьма эффектно. Если бы снимали этот момент по книге, вряд ли удалось бы так шокировать зрителей, не читавших роман.

Стоит отдать должное режиссёру. Из романтичной истории, приправленной не совсем оригинальным налётом фантазии, ему удалось создать пусть не триллер, как заявлено в анонсе, но вполне качественный экшн. Приверженцам жанра должно прийтись по душе.

Рецензия от Levanы:

На «Гостью» я попала случайно. Книгу в свое время читала, но к выходу в прокат экранизации отнеслась без особого энтузиазма. И не то чтобы книга не понравилась, просто сложилось впечатление, что это новая интерпретация Сумерек. Или фанфик по Сумеркам со сменой декораций и жанра – с мистического на фантастический. По большому счету, какой бы жанр не был заявлен, книги Стефан Майер это в первую очередь мелодрама. Причем мелодрама без претензий на какой-либо психологизм. Все понятно и просто: ничем всерьез не отягощенная, развивающаяся по классическим канонам история любви, более-менее захватывающие приключения героев плюс «перчинка» – вампиры или пришельцы.

Немного о первоисточнике

Несмотря на отмеченную мною схожесть с Сагой, «Гостья» все же кое-чем порадовала и отличилась – главной героиней. У Мелани есть характер, индивидуальность, и она способна на поступки, а не только на бездумное упорство и прыжки с обрыва. Хотя без прыжков не обошлось и в этот раз.
При этом любовная линия почти полностью дублирует сумеречную – двое мужчин, влюбленных в одну героиню, и последующее счастливое извлечение одной из другой по принципу матрешки. Вообще вера Стефани Майер в абсолютные хэппи-энды достойна отдельного восхищения, но сейчас не об этом.
Фантастическая составляющая – пришельцы, захватившие наш мир, посредством внедрения в тела людей и навязавшие человечеству свой порядок, — не нова и довольно спорна, если говорить о «Гостье». Сомнительна попытка автора навязать читателям мнение о том, что «Души» — очередные инопланетяне, на самом деле, чисты и невинны, они практически не врут друг другу и заботятся о высшем благе. При этом столь высокоразвитые существа, по сути – обычные паразиты, которые не могут существовать вне тел носителей, игнорируют тот факт, что полный захват чужого разума и вытеснения его из собственной оболочки – то же убийство. А взятая на себя роль Богов и судей – не самая достойная для столь возвышенных существ. Но книги Майер настолько трогательно наивны, что это даже не раздражает, скорее, вызывает улыбку.

Земля это не первая планета для Душ, и, путешествуя между мирами, они находят для себя все новых носителей, попутно захватывая чужие цивилизации. Выглядят Души как серебристые сгустки энергии с множеством тонких щупиков. На Землю они прилетели в телах других носителей – технически подкованных и давно обогнавших человечество пауков. И тут снова несостыковка – нелегко представить, как настолько безобидные и трогательно бескорыстные существа могли захватить вооруженное ядерным оружием человечество, которое явно не постеснялось бы применить его в столь критической ситуации.

Вообще говоря, в «Гостье» Майер коснулась довольно интересной и давно уже волнующей человеческие умы идеи – утопии. Мир, в котором нет насилия, злости, боли, предательства. Это ли не плодотворная почва для размышлений? Однако сюжет лишь вскользь касается этой темы, как и многих других, явно заслуживающих более пристального внимания и развития. Но любовные переживания главной героини, а вернее героинь, здесь куда как важнее, и тогда Майер садится на излюбленного конька – мы получаем очередной любовный треугольник.

Герои

Центральных персонажа в книги два – Душа по имени «Странница», сменившая уже восемь планет, и Мелани, девушка, в которую подселяют Странницу. Мелани не желает сдаваться и всеми силами борется с захватившим ее разум пришельцем ради брата, которому пообещала вернуться, и своего возлюбленного Джареда – еще одного человека, сумевшего избежать внедрения. Понимая, что иначе никак, Мелани вступает со Странницей в диалог. Постепенно пришелец и человек находят общий язык, ведь Страннице приходится разделять эмоции Мелани по отношению к ее близким. Спустя какое-то время они обе, что не удивительно – ведь тело у них одно на двоих, отправляются на поиски Джареда, Джейми – брата Мелани, и ее дяди Джеба, который, как абсолютно уверена девушка, должен был найти способ скрыться от захватчиков.

С этого момента начинаются приключения главных героинь. Преследуемые «Ищейкой», которая была приставлена присматривать за процессом внедрения Странницы в тело Мелани, они отправляются в пустыню. Там Странница действительно находит лагерь сопротивления и чудом избегает смерти – ведь люди не намерены верить очередному инопланетянину, единственным отличием которого от человека являются зеркальные зрачки. Особенно агрессивно ведет себя Джаред. Парень абсолютно уверен, что настоящая Мелани мертва, и винит в ее смерти Странницу. Брат девушки, напротив, тянется к Страннице, несмотря ни на что. Постепенно Анни, как на человеческий манер называет Душу Джеб, который возглавил сопротивление, заводит все новые знакомства, все теснее сближается со своим носителем и даже влюбляется в одного из повстанцев Йена, несмотря на то, что чувства Мелани к Джареду стали и ее чувствами.

Что-то в этом есть неуловимо знакомое, не правда ли?

Ближе к «телу»

Трейлер «Гостьи» я не смотрела, информации об актерском составе не искала, ничего особенного не ждала, да и в кинотеатре оказалась по приглашению. Может быть, именно поэтому фильм произвел почти такое же впечатление, как и книга – романтично, слезливо, наивно и мило. Что-то понравилось, что-то нет, но острого негатива или каких-либо восторгов фильм не вызвал.

Как и в книге, практически ни одна заслуживающая внимания идея не получила должного развития. Даже затронутая Майер тема сложного выбора Странницы – между окончательной смертью в новом теле с возможностью испытывать человеческие эмоции и переселением, осталась за кадром. Не было и объяснения словам Странницы о том, что, только умерев, она сможет передать информацию о людях другим Душам. Объяснение этому есть в книгах. Странница относится к редкому виду Душ-Матерей. Погибнув, она размножиться на тысячи новых Душ, каждой из которых передаст часть своих знаний.
Также максимально упрощен конфликт между Мелани и Странницей, их общение и постепенное сближения происходит семимильными шагами, что лишь отчасти объяснимо ограниченностью экранного времени.

Не скажу, что всерьез задавалась вопросом о том, как будет происходить общение героинь, но голос за кадром оказался самым предсказуемым и отчего-то раздражающим ходом. Возможно – за счет озвучки. Мелани кажется особой скорее истеричной, чем любящей и стойкой.

Несколько удивил актерский состав, и не всегда это удивление было приятным – ни одно из предложенных лиц не попало в сложившийся во время чтения образ. Однако если в случае с женскими персонажами это быстро забылось, то мужской каст явно не дотягивал – только вот уже не внешне, а скорее по уровню игры и подаче своих персонажей. Глядя на Джареда (Макс Айронс) и Йена (Джейк Эйбел), понимала, что и близко не нахожу тех героев, каждый из которых хоть чем-то, да запомнился. Да и на взрослых мужчин парни как-то не тянут – ни по поведению, ни по поступкам, особенно, что касается Джареда.

В свое время Стефани Майер говорила, что не представляет, как можно экранизировать «Гостью». Не знаю, довольно ли экранизацией сама писательница, но результат налицо – экранизировать можно. Вот так просто и без затей, упростив и без того не сложную историю, убрав несколько сюжетных линий, некоторых героев и даже ключевые конфликты. По большому счету, человек с книгой незнакомый, может интерпретировать некоторые сцены по-своему и даже сделать ошибочные выводы. И опять же вспоминаются сумеречные экранизации, в которых только Кэтрин Хардвик (режиссер первой части) сумела привнести что-то свое, пусть и перекроив частично сюжет, но сохранив идею. Во всех остальных случаях ситуация обратная – вроде бы все главные сцены и диалоги на месте, но связки между ними настолько вялые и опосредованные, что иногда о смысле происходящего и истинных чувствах героев можно только догадываться.

Похожая ситуация с «Гостей». Симпатичная картинка, компьютерные технологии, позволившие воплотить скорее сказочный, чем фантастический мир Майер, несколько погонь, чтобы создать видимость экшена, линейный сюжет, не слишком внятная и урезанная любовная линия, и мы получаем то, что получаем – двухчасовую экранизацию романа, которую можно назвать неплохим развлекательным фильмом для особ чувствительных и романтичных.

Из всех актеров, принявших участие в съемках, порадовали Дайана Крюгер в роли Ищейки и Уильям Херт в роли Джеба. Приятно было смотреть на Джейми в исполнении Чандлера Кентербери, да и Сирша Ронан неплохо вжилась в роль Мелани-Странницы.

Что касается сценариста и режиссера фильма Эндрю Никола, уже работавшего с фантастическим жанром в «Гаттаке» (сценарист и режиссер), и имеющего опыт написания качественных и интересных сценариев – «Терминал», «Шоу Трумана», то хотелось бы чего-то большего.

Однозначно понравилось музыкальное сопровождение. Впрочем, этим же в свое время славились «Сумерки».

Невозможно не отметить зеркальные глаза «Душ» — одно из явных достоинств фильма, на мой взгляд. Да-да, снова «глазки». Завораживает, а не отпугивает, как в случае сумеречных экранизаций.

Подводя итог, хочется сказать, что, отправляясь на «Гостью», не стоит ждать многого. Неоткуда в этом фильме взяться захватывающей фантастике или серьезному философскому посылу. К сожалению или, наоборот, к радости, любовная линия также не перетянула одеяло на себя. Фильм приключенческий, сентиментальный и если на что и воздействует во время просмотра, так это на слезные железы.