Домой Досуг Muhtesem yuzyil: «Секс в большом городе» по-турецки?

Muhtesem yuzyil: «Секс в большом городе» по-турецки?

2516
0
Muhtesem yuzyil: «Секс в большом городе» по-турецки?

«Великолепный век» был назван «Нью-Йорк Таймс» «Сексом в большом городе» Османского периода в статье, посвященной скандалу, разгоревшемуся вокруг сериала. А все дело в том, что власти Турции грозятся запретить его к показу.«Великолепный век» был назван «Нью-Йорк Таймс» «Сексом в большом городе» Османского периода в статье, посвященной скандалу, разгоревшемуся вокруг популярного турецкого сериала. А все дело в том, что власти Турции грозятся запретить к показу быстро завоевавший любовь зрителей более чем в семидесяти странах мира. Особенно категоричен в своих высказываниях оказался премьер-министр Турции Реджеп Таийп Эрдоган.

Краткая история создания

«Великолепный век» сериал, рассказывающий о жизни и правлении одного из величайших султанов Османской империи – Сулеймане Кануни, что значит Справедливый или Законодатель (по разным источникам). Блестящий завоеватель, талантливый полководец, реформатор, искусный ювелир, поэт, прекрасно образованный правитель, сумевший окружить себя выдающимися людьми, выбирая их не по степени титулованности, а по уму, Сулейман не может не вызывать интереса историков и обычных обывателей и по сей день.

Именно во времена его правления одна из самых могущественных в истории империя Османов, просуществовавшая с 1299 по 1923 год, достигла своего расцвета. Но известен он не только своими заслугам перед империей. С именем Сулеймана связана одна из самых красивых, где-то кровавых и запутанных историй любви – его любви к украинской наложнице, а затем и законной жене Роксолане, в мусульманстве Хюррем, что значит «смеющаяся».

Не удивительно, что эта история не раз находила отражение и в литературе и в кинематографе. Множество историков и востоковедов продолжают исследования в поисках новых фактов о жизни этой удивительной женщины, покорившей Султана и ставшей его верной спутницей и советчиком на все 32 года, что она провела в Гареме.

Идея очередной экранизации, которая в дальнейшем выросла в масштабный проект под названием «Великолепный Век» принадлежала Мерал Окай – талантливой писательнице и сценаристке, которая и поделилась ею с продюсером Тимуром Саджи. Задумка понравилась и началась кропотливая работа по ее воплощению: были построены тысячи квадратных метров павильонов и декораций, приглашены известные турецкие режиссеры, прекрасный актерский состав, костюмеры, композиторы, консультанты по историческим особенностям тех времен. Бюджет сериала составил 3,5 миллиона долларов – самый большой в истории турецкого телевидения.

Затраты и усилия создателей окупились с лихвой. «Великолепный век» стал одной из самых громких турецких премьер 2011 года, а его популярность быстро вышла за пределы страны.

Сейчас сериал смотрят и на Ближнем Востоке, и на Балканах, успел он покорить и российских телезрителей. На сегодняшний день зрительская аудитория «Великолепного века» насчитывает более 150 млн.человек. Только в 2011 году экспорт сериал принес прибыль в 65 млн долларов, и эти цифры продолжают расти.

К великому сожалению всех поклонников, а также родных и близких талантливой сценаристки, весной этого года Мераль Окай умерла от рака. До последнего Мераль не оставляла проект, сильнее всего волнуясь за свое любимое детище, в которое вложила столько сил и любви.

И хотя «Великолепный век» пережил свою создательницу, именно ее талант сделали его таким особенным.

Ложка дегтя

С самого своего появления «Великолепный век» вызывал жаркие споры. В Верховный совет турецкого радио и телевиденья поступали многочисленные жалобы на искажения событий и исторический неточности, допущенные в сериале.

А 25 ноября этого года развернувшаяся вокруг сериала полемика достигла своей критической точки, превращаясь в самый настоящий скандал, когда премьер-министр Турции Таийп Эрдоган довольно резко и категорично высказался по поводу сериала и изображенных в нем исторических личностей: «Мы не знаем такого Кануни. Кануни, которого мы знаем, провел 30 лет своей жизни в военных походах верхом на лошади. Я публично осуждаю режиссеров сериала и владельцев канала, не внявших нашим предупреждениям. Мы ожидаем решения суда по этому поводу. Пренебрегающие нашими ценностями должны получить по заслугам в рамках законодательства».

С тех пор обстановка только продолжает накаляться . 28 ноября в сети Facebook на странице, посвященной Османской империи, в день показа новой серии «Великолепного века», был вывешен постер, озаглавленный как «Великолепная ложь» и призывающий не смотреть сериал.

Эстафету подхватили и карикатуристы, изобразившие арестованных Хюррем Султан и Сулеймана, по всей видимости, намекая на слова премьер-министра о предстоящем судебном разбирательстве.

Согласился с Эрдоганом и князь Мурат Хан, один из потомков Османов, а, следовательно, Хюррем и Сулеймана. Он не считает заявление премьер-министра преувеличенным, ведь Султан Сулейман в первую очередь был великим воином и полководцем. «Многие воспринимают сериал, как реальную реконструкцию того времени», — говорит Мурат Хан. По его мнению, создатели сериала слишком вольно трактуют историю, а наряды Султанш выходят за рамки приличий и не соответствуют эпохе.

Министр образования и культуры Эртугрул Гюнай на вопросы журналистов по поводу развернувшей вокруг сериала дискуссии высказался в более мягкой форме, однако, заявив, что создателям сериалов подобной тематики «надо быть аккуратнее со сценарием и воображением».

Таким образом, Парламент Турции готовится принять заявление к запрету о показе сериала. Инициатива была поддержана как депутатами правящей Партии справедливости и развития, так и Партией национального движения. Октай Сарал, депутат правящей партии, говорит, что есть реальная вероятность того, что в начале следующего года «Великолепный Век» будет запрещен к показу.

Исторические неточности и киноляпы

Что же вызвало столь бурную реакцию и негодование видных государственных мужей Турции? И почему именно сейчас, когда количество показанных серий подбирается к восьмидесяти?

Ведь исторические неточности допускались и прежде. Так принцесса Изабелла Фортуна, которая появляется во втором сезоне сериала как принцесса Кастилии и Леона, полностью выдуманный персонаж и не имеет ничего общего с Изабеллой Кастильской, дочерью короля Кастилии Филиппа Первого и Хуаны Безумной. Реально существовавшая принцесса умерла в 1526 году – через шесть лет после того, как Сулейман стал султаном, и естественно никогда не была в Гареме.

Были объектом споров и наряды Султанш, которые, по мнению всемирно известного стилиста Зюхаль Йорганджиоглу не имеют ничего общего с женскими нарядами того времени.

Хватает в сериале и так называемых «киноляпов». Хюррем Султан, уже не первый десяток лет проживающая во дворце, продолжает говорить с акцентом, а по сети давно разошлись фотографии Султанш в одинаковых нарядах и украшениях, которые переходят от актрисы к актрисе.

Однако катализатором происходящего, по всей видимости, послужили излишне откровенные сцены в третьем сезоне сериала, которые вызвали недовольство даже у поклонников.
«Сплошное безобразие», «Пародия на турецкую историю» и другие сообщение подобного рода стали появляться на различных форумах. Возможно, в своем ориентировании на зарубежного зрителя, создатели сериала просто перестарались, и тем самым не столько приобрели, сколько потеряли. Ведь удивить искушенных любителей сериалов сценами близости довольно трудно, а вот шокировать собственное правительство, как оказалось — запросто.

Оппозиция

Как известно любое действие вызывает противодействие, поэтому не удивительно, что у известного сериала появились не менее известные защитники.

Так заместитель лидера оппозиционной партии сказал в своем интервью: «Ну надо же, несмотря на напряженную ситуацию на Ближнем Востоке и обострение отношений с Сирией, господин премьер-министр находит время смотреть сериалы».

На защиту создателей «Великолепного века» встала и Ассоциация Сценаристов, осудив попытки ввести цензуру, посягающую на свободу искусства: «Мы с уважением поминаем создателя сериала покойную Мераль Окай, и хотим, чтобы общественность знала о том, что мы поздравляем и поддерживаем наших коллег, продолживших достигнутый Мераль профессиональный успех, а также всех тех, чей труд имел место в сериале».

Известный турецкий режиссер Синан Четин на пресс-конференции в Стамбульском Университете также высказал свою точку зрения по этому вопросу: «Вполне возможно, что господину премьер-министру этот сериал не нравится, это нормально, и нормально то, что он его критикует. Но высказывания подобные тому, что следует «подать в суд на производителей сериала» — это уже перебор, а навязывание своего мнения – неуважение к зрителю».

Также на критику премьер-министра ответили многие люди искусства, в том числе Небахат Чехре, исполнившая роль Валиде Султан – матери Сулеймана Великолепного.

«В конечном итоге это сериал, сценарий которого написан на основе исторических событий. В начале каждой серии говорится о том, что это плод воображения. По-моему здесь цель отвлечь общественность от повесток дня. В то время когда в государстве столько проблем не понимаю, зачем всерьез обсуждать это», — говорит она. «Великолепный век это не документальная серия, — говорит Хатидже Аслан, исполнившая роль Махидевран Султан в мини-сериале, предшествовавшем «Великолепному веку». — Мы не современники той эпохи, так как мы можем рассуждать что правда, а что нет?»

Согласен с ней и доцент доктор Эрхан Афьёнджу, консультировавший создателей сериала в первом сезоне:

«Так как мы не располагаем историческими фактами повседневной жизни, то вынуждены их додумывать. Мы знаем политические события, произошедшие в прошлом, но, к сожалению, мы не знаем, как Султан обходился со своими женщинами, как сидел, как вставал», — и он же добавляет: «В Турции люди путают сериалы и документальные фильмы. Сериалы – это одно, а документальные фильмы – другое. В сериале возникали споры по поводу походов Сулеймана Кануни, и я вставил в сериал сцены походов, но интересно, что рейтинги таких серий значительно ниже. Канал TRT также выпускает исторические сериалы, однако они не задерживаются. TRT показывает сериалы, в которых нет интриг и женщин, поэтому я не понимаю, почему люди, критикующие сериал, не смотрят их».

Нет худа без добра, или возможные последствия

Создатели сериала, а также основной актерский состав воздерживаются от комментариев по поводу происходящего. Однако даже если неприятных последствий и запрета удастся избежать, уже ходят разговоры о том, что сериал, рассчитанный на 4 сезона, закончится на третьем, а создателям придется принять срочные меры, чтобы события, разворачивающиеся на экране, больше соответствовали известным историческим фактам и мусульманским обычаям.

Наряды героинь уже стали очевидно более консервативными, так в 78 серии Хюррем Султан появляется перед Ибрагимом с полностью покрытой головой и убранными волосами, как того требуют законы Ислама. Создатели сериала отрицают наличие связи между изменениями во внешнем облике Султанши с заявлением премьер-министра, но для внимательных зрителей она кажется довольно явной.

Также придется быть вдвойне внимательней со сценарием. Так в одной из последних серий султаном Сулейманом была произнесена следующая фраза: «Власть — опасна, она сделает тебя слепым и глухим», которая была тут же интерпретирована турецкими СМИ как завуалированное обращение к Эрдогану. В результате на турецком телевидении она так и не прозвучала, т.к. сцена была вырезана.

Есть и другое мнение.

«Чем больше разгорается споров вокруг сериала, тем лучше себя чувствуют создатели. Это мое мнение», — говорит Хюлия Кочиит, знаменитая турецкая актриса.

И действительно уже два крупных мировых издания упомянули «Великолепный век» и развернувшиеся вокруг него жаркие дебаты на своих страницах.

Так третья по размеру в Штатах газета «Нью-Йорк Таймс» на посвященной культуре странице разместила статью о сериале, называя его «Сексом в большом городе» Османского периода, не забыв упомянуть о том, что «турецкий сериал, полный чувственности, был раскритикован премьер-министром».

Не обошла своим вниманием «Великолепный век» и британская газета «The Guardian», разместив статью под заголовком «Политиков Турции возмутил сериал».

Так что вполне вероятно, что теперь зрительская аудитория «Великолепного века» будет расти в ускоренном темпе и станет многонациональнее.

Пять копеек от автора

Сериал я начала смотреть прошлой зимой. Случайно увидела в гостях, понравилось, пришла домой, залезла ВКонтакт и понеслась. Красивые костюмы и декорации, интересные и талантливые актеры, неплохо закрученные интриги, которые держат в напряжении, и одна из любимых тем – Восток, Гарем и даже главная героиня со славянскими корнями. Наверное, все это в совокупности и привело к тому, что не далее как пару дней назад я смотрела уже 79 серию сериала. А серии там, надо сказать, почти неприлично длинные – по девяносто и даже сто с лишним минут. Конечно, не откажешь сериалу и в некоторой «мыльности» и местами — затянутости. Но, в общем и целом, плюсы перевесили минусы и имеем то, что имеем – часы, потраченного на полюбившийся сериал, времени, новые любимчики среди актеров – на этот раз турецких, неодолимое желание посетить Стамбул и увидеть все своими глазами.

Но, прочитав о том, что сериал, скорее всего, будет сокращен до трех сезонов, я не расстроилась. Не знаю, действительно ли это так, но мне показалось закономерным, что скандал разгорелся именно сейчас. С уходом Мераль Окай, ушла и вся «соль» из сериала. Затянутый, предсказуемый, иногда откровенно скучный сюжет, одни и те же сцены, одни и те же ходы, просто перетасованные по-новому. Вряд ли сумею назвать хоть одну действительно блестящую находку сезона. И уж точно не назову ею сцены близости, которых и без того повидали немало.

Что касается претензий к достоверности сериала, тут все сложнее. Каждая из противоборствующих сторон по-своему права. Тем более что находятся недовольные и среди наших соотечественников, которые считают, что турки исковеркали и упростили образ великой женщины, превратив ее в особу ограниченную и истеричную. Не могу не согласиться с этим, однако у этой Хюррем есть харизма, а знать наверняка, какой была Хюррем Султан, сейчас уже не может никто. Наверное, действительно стоит строго разграничивать фильмы документальные и художественные. А производителям вторых быть осторожнее с известными историческими личностями и не искажать фактов.

Впрочем, искажения, если не считать малого количества батальных сцен, как такового в сериале нет, основные события происходят в срок, обрастая при этом множеством вымышленных подробностей.

Я действительно испытываю большую благодарность к талантливой писательнице, подарившей нам, зрителям, эту красивую, пусть и не слишком точную с исторической точки зрения, сказку. Но ведь сказки и не должны быть во всем правдивыми, верно? Они должны увлекать, очаровывать и нести в себе какую-то мораль.

Именно такими и были первые два сезона «Великолепного века», и пусть мне жаль, что третий сезон не принес ожидаемого от просмотра удовольствия, в общем и целом, хочется верить, что проект закончится достойно, а противоборствующие стороны найдут компромисс, не лишая зрителей просмотра полюбившейся истории.