Домой Культура «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

«Крестными выставки были два декана татарской культуры»

274
0

Фотоистория «БИЗНЕС Online» в 20 снимках: в центре Казани реконструировали экспозицию 50-летней давности с участием Альмеева и Башмакова

В галерее «Окно» на этой неделе открылась «Выставка 6 молодых художников. Взгляд через 50 лет», которая воссоздает молодежную выставку 1970 года в концертном зале Казанской консерватории. В последующие полвека ее участники стали значимыми фигурами в мире культуры Татарстана. «БИЗНЕС Online» прогулялся по экспозиции и узнал, как помогли художникам Назиб Жиганов и Баки Урманче и что за картину нашли в личной коллекции директора «Окна».

«Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  1. О том, что в Казани готовятся возродить выставку шести молодых художников, которая прошла в 1970 году в концертном зале Казанской консерватории — тогда «стекляшке», — корреспондент «БИЗНЕС Online» узнала еще летом в разговоре с одним из ее участников, Евгением Голубцовым.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  2. В выставке приняли участие шесть выпускников Казанского художественного училища: Надир Альмеев, Игорь Башмаков, Евгений Голубцов, Георгий Иванов, Владимир Нестеренко и Рустем Фаттахов. «Как раз все ребята в это время окончили училище, кто-то учился в Москве. И меня тоже пригласили участвовать. Выставка прошла с некоторыми сложностями — при Харисе Якупове (с 1951 по 1975 год занимал пост председателя правления союза художников Татарской АССР — прим. ред.) было сложно куда-то пробиться. Он лично пришел принимать выставку и был против, велел это снять, то убрать. Но мы сказали, что снимать ничего не станем, и отстояли свои работы. За нас вступились ректор консерватории Назиб Жиганов и организатор обкома комсомола Ильгиз Хайруллин, который сказал, что это обычные работы. Поэтому ничего так и не сняли и выставка провисела до окончания экспозиции. Прошло 50 лет, а люди все вспоминают», — рассказывал Голубцов.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  3. Свою историю развития событий рассказал и Альмеев. «Назиб Гаязович [Жиганов] был у нас дома. Он увидел мои листы и сказал: „Почему нельзя их выставить? Может быть, в Париже?“ Но Париж далеко, а Казань близко, поэтому он дал добро показать работы в зрительском холле концертного зала консерватории. Мы собрали старые мольберты, починили их, выкрасили в белый цвет, выстроили экспозицию. Но как эта выставка открывалась? Мы согласовали ее с обкомом комсомола, они пошли нам навстречу, и даже в афише был упомнят обком и союз художников. Но они пришли и сказали, что нельзя открывать эту выставку, это не их союз открывает. Пришлось звать тяжелую артиллерию в лице Баки Урманче, который прибыл в течение 15 минут и уговорил открыть выставку». 

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  4. Картины с той самой выставки разместили в фойе галереи. Экспозиция была небольшой: всего 27 произведений, по три работы от пяти художников и 12 — от Альмеева. 

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  5. Экспонаты кропотливо собирали по мастерским, наследникам, частным коллекциям. Одну работу случайно нашли в коллекции соучредителя галереи «Окно» Диляры Байчуриной. При обсуждении работ с выставки Альмеев вспомнил работу Нестеренко «Испанский танец». «И я понимаю, что эта работа уже много лет живет у меня дома, подаренная художником», — рассказала Байчурина.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  6. В залах галереи представлены живописные, графические и скульптурные произведения, созданные участниками выставки в 1960–2000-е годы. «Они были молодыми, малоизвестными, но полными желания работать, нести в общество свое видение жизни и искусства, их переустройства. Выставка оказалась пророческой, потому что каждый из шестерых участников стал впоследствии ведущим художником Татарстана, каждый в своей области», — сказала куратор выставки, искусствовед Ольга Улемнова.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  7. Альмеев проявил себя в самых разных формах графики, в том числе и станковой, которая хорошо известна и в России, и за рубежом.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  8. Скульптуры Башмакова стоят по всей Казани и в разных городах республики — он автор «Кареты» на улице Баумана, часов на площади Тукая, фонтана в виде шара у КФУ, «Тулпара» на улице Павлюхина. Макет часов выставлен впервые.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  9. Голубцов и Нестеренко в 1970-е годы были основателями дизайнерской «Группы 17», выполнявшей проекты и оформительские работы по всему Татарстану — на их счету оформление пивного бара «Бегемот», ресторана «Казань», дома-музея Шишкина в Елабуге, клуба «Маяковский. Желтая Кофта».

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  10. Голубцов в 1990-е стал лидером целого авангардистского направления в казанской живописи, за ним устремилась когорта молодых художников. Они выставлялись во многих странах (в Канаде, Голландии, Италии, Японии), продавались и прославляли имя Татарстана по всему миру.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  11. Иванов уехал в Набережные Челны и стал там ведущим художником, сформировав городскую среду. На протяжении 40 лет  он создавал проекты оформления зданий и памятников — на его счету витражи ДК «Энергетик», фонтан перед ДК «КАМАЗ», картины, выполненные в ковровой технике, для ресторана «Украина».

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  12. «Рустем Фаттахов всегда стоял немного в стороне, но мы всегда любили его за чудесные пейзажи Казани. Он навсегда запечатлел уже несуществующие дворики, модерновые ворота, а также людей 1990-х годов, которые прошли разные испытания. На его полотнах отражена жизнь во всей ее многоликости», — сообщила Улемнова.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  13. Кроме художественных работ, на выставке также представлены фотографии и архивные материалы, отражающие художественную среду Казани 70–80-х годов ХХ века, повлиявшую на творческое становление и развитие участников выставки.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  14. Активное участие в создании выставки принял внук Жиганова Алексей Егоров, который сделал для нее фильм из архивных фоторабот и картин. «Для меня честь участвовать в таком проекте, потому что крестными выставки полувековой давности были два декана татарской культуры — Назиб Жиганов и Баки Урманче. Для Жиганова вообще поддержать что-то непохожее, необычное, иное, было естественным. За несколько лет до выставки молодых художников он предоставил классы консерватории Алексею Аникеенку, у которого не было мастерской и чьи работы не выставлялись», — рассказал Егоров.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  15. Несколько работ из своей коллекции передала вдова поэта Николая Беляева, искусствовед Вилора Чернышова. «Я была на той выставке 50 лет назад, поэтому сейчас ощущаю себя черепахой Тортиллой. Я хорошо помню свои впечатления от нее — очень светлые. Выставка была весенняя, элегантная, построенная совершенно прелестно. Мне очень понравилась одна картина — „Осенний пейзаж“ Георгия Иванова. И потом, когда я вышла замуж, то обнаружила ее в коллекции моего мужа», — рассказала Чернышова.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  16. На открытии выставки были замечены и помощники президента Татарстана — Наталия Фишман-Бекмамбетова

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  17. … и Олеся Балтусова. Они не стали выступать с речами, ограничившись общением с художниками и созерцанием картин.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  18. Также в галерее был замечен театральный режиссер Туфан Имамутдинов.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  19. «Уже четыре года нашей галерее. Она видела множество выставок — персональных, коллективных, живописных, графических, фотовыставок. Но сегодня у нас уникальное событие — прежде всего потому, что этой выставке 50 лет. В 1970 году шесть творческих, молодых, классных, дерзких художников объединились в некий творческий союз и неожиданно для всех показали свое мастерство. На тот момент показывать свое искусство было сложнее — присутствовала цензура, необходимо было получить одобрение на разных уровнях. Но обстоятельства сложились так, что один молодой художник сделал заявку, остальные подхватили, и получилось так здорово, что захотелось это повторить», — объяснила значение происходящего Байчурина.

    «Крестными выставки были два декана татарской культуры»

  20. Окунуться в прошлое и пройти по пути творческого поиска и находок уже признанных мастеров можно в галерее «Окно» до 10 ноября.

 

Фото: Андрей Титов