Домой Карьера Писательское ремесло

Писательское ремесло

371
0
Писательское ремесло

Далеко не каждому талантливому автору удается воплотить свои мечты в реальность и достичь высот на писательском поприще. Для достижения успеха одного желания и таланта мало – нужен целый комплекс определенных качеств, но, прежде всего, необходимо определиться, с какой целью вы вообще что-то пишете.Далеко не каждому талантливому автору удается воплотить свои мечты в реальность и достичь высот на писательском поприще. Так какие же секреты позволят освоить писательское ремесло, и существует ли универсальный рецепт?

Конкуренция на современном литературном рынке непомерно велика: новые имена стремительно врываются на полки книжных магазинов, но большинство авторов так и остаются с неоправданными надеждами. Для достижения успеха одного желания и таланта мало – нужен целый комплекс определенных качеств: умение «чувствовать» читателя и понимать, что именно от вас хотят получить; желание совершенствоваться; широкий кругозор; адекватное восприятие критики.
Писательское ремесло
Мы подошли к разговору о таком деликатном моменте, как представление вашего творения людям. И тут нам снова придется (кто-то скажет, что запоздало) вернуться к основному вопросу, который должен задать себе каждый, произнесший (хотя бы только для самого себя) роковые слова: «Я хочу быть писателем». А именно: нужно определиться, с какой целью вы вообще что-то пишете.

Какие книги вы хотите писать? На века — или для того чтобы насладиться славой хотя бы недельку?

Если автор пишет для души…

Вполне возможно, что единственная ваша цель – рассказать ту историю, которая свалилась на вас совершенно неожиданно и просто потребовала быть записанной. Вам нравится конструировать миры, заселять их персонажами и проводить с ними время. Рано или поздно вы задаетесь вопросом: «а насколько у меня получилось? а понравятся ли мои герои другим людям? а интересно ли это читать?» И – страшный вопрос! – а не показать ли кому-нибудь своё произведение?..

Если вас интересует мнение других о своём творчестве, необязательно сразу же отправляться в издательство, выкладывать на стол рецензента всё, натворенное непосильным трудом и вопросшать, есть ли у вас талант. Раньше популярны были литературные салоны и кружки; для того чтобы получить отзыв и обменяться мнениями писатели или просто балующиеся словесностью собирались в уютной гостиной, читали вслух свои произведения, устраивали обсуждения. Собственно, такая форма живет и здравствует и сегодня, но на помощь нам пришел интернет. В самом деле, где еще с такими малыми затратами сил можно обрести такую большую аудиторию? Не нужно отчаянно бороться с собственной робостью, чтобы принести рукопись суровым издателям, необязательно раскрывать свое подлинное имя, тратить хоть копейку, даже из дома выходить не нужно. Всё, что требуется, — зарегистрироваться на одном из многочисленных сайтов, предназначенных для размещения собственных произведений.

Найти такие ресурсы очень легко, создать на них аккаунт — дело минутное. Вот вы и вышли в мир. Это возможность получить отзывы и напрямую пообщаться с читателями.

…Мы сказали — «большую аудиторию»? Просим прощения.

На самом деле, всё не так радужно, потому что основными посетителями вышеупомянутых сайтов являются, как вы уже поняли, сами авторы. Много-много-много авторов. Каждого из них интересует то, как другие отреагируют на его шедевр. Увы, на сайтах, подобных Прозе.ру и Самиздату не так-то много читателей в чистом виде. Там вывешиваются десятки работ ежедневно. Даже если бы на этих ресурсах дежурила армия восторженных читателей, они просто физически не успевали бы прочитывать всё и засыпать автора розами. Как правило, отклики на работу поступают медленно, придется запастись терпением. Сразу оговорим и другой момент: если вы надеетесь получить объективную оценку вашего творчества, оставьте эту идею. Нет ничего более разрушительного для начинающего автора, чем восторженные: «Вау, как мне понравилось! Это так чувственно и талантливо! Пишите следующий том! Вы настоящий гений!» К сожалению, эти строки могут быть оставлены не ценителем, а какой-нибудь юной особой, которую поразило в самое сердце, что у главного героя зеленые глаза, или вашим соседом по сайту, который жаждет от вас ответной любезности. Всё это может быть написано под донельзя сырым и безграмотным рассказом, из которого сыплются штампы самого наихудшего свойства. Увы, обратная ситуация тоже не исключена: вам может оставить ядовитый комментарий местный «тролль» или прохожий с плохим настроением. Обычно авторы быстро научаются классифицировать отзывы и справляются с такой неопределенностью очень элегантно: они маркируют все восторженные отзывы как объективные, а все отрицательные – как злобные выпады завистников. Такая вот саморегуляция системы.

Сайты, которые позволяют размещать рассказы собственного сочинения и предоставляют читательскую аудиторию, найти очень легко. Этот способ является довольно распространенным, простым (из-за практически полного отсутствия цензуры) и совершенно бесплатным. Количество читателей и комментарии к работе – главные показатели успеха «сетевого» рассказа. Однако публикация работ в интернете позволяет достичь всего одну цель – творчески реализовать себя, тогда как другие цели – признание, материальное вознаграждение, успех – остаются нереализованными.

Чтобы не показаться совсем уж скептиками, закончим на радостной ноте: ни копейки затрат, вас всё-таки прочтет кто-то, кроме ваших родственников и друзей, вы получите удовольствие от того что поделились с другими своим творчеством.

Перед тем как сказать о следующем способе «выйти в мир», вспомним несколько популярных мифов о писателях и публикациях.

Миф 1. Писатели много зарабатывают. Возможно, если вы переедете в США или Европу, заключите контракт с крупным издательским домом и ваши тиражи перевалят за миллион экземпляров, ваш доход и возрастет. Средние гонорары за роман в российских издательствах обычно не превышают 15 тысяч российский рублей, иными словами, если вы хотите купить яхту, то вам придется писать парочку романов в неделю. Ситуация, описываемая в романах, когда писатель бродит по особняку, а издатель с придыханием спрашивает, когда же автор соблаговолит сдать следующую рукопись, применима в жизни к единицам.

Миф 2. Как только у меня выйдет книга, на меня обрушится слава. По правде говоря, большинству людей всё равно, написали вы книгу или нет. У них есть свои заботы и интересы (хуже того: возможно, они тоже написали книгу). Они вежливо вас выслушают, если вы поведаете им, что у вас только что вышел роман. Или два романа. Или собрание сочинений. Это праздник на одного.

Сегодня ежедневно появляются десятки новинок. И не просто новинок, а очень недурных произведений. И не просто недурных, а иногда даже потрясающих. Зайдите в книжный магазин, пройдите в отдел современной российской прозы. Возьмите с полки несколько книг. Как часто вы слышали имя этих авторов? Как многих узнаете в лицо? Как часто бежали за ними по улице с мольбами об автографе? Исключим Стивена Кинга, Лукьяненко и Мураками.

Миф 3. Как только у меня выйдет книга, моя жизнь изменится, я стану Писателем с большой буквы. Нет, не изменится. Вам придется решать те же самые проблемы, что и раньше, и точно также упорно работать над каждой новой строчкой. Всё с нуля. Никаких бонусов.

Миф 4. Я – высшее существо. Опубликовались? Чувствуете, как растут крылья, как становитесь обладателем супер-силы и представителем высшей касты? Будем честны: на ваше гордое: «Я – писатель!», большинство людей отреагируют снисходительной улыбкой и покачают головой – вот ведь, блажью какой маетесь. Хуже всего, что они правы. Вы остались человеком. С теми же привычками, недостатками и слабостями. Ну, может, еще с манией величия:)

Миф 5. Писатель может состояться только тогда, когда есть время и полная свобода для творчества. Большинство писателей начинали писать в свободное от основной работы время, многие гениальные писатели писали урывками, многие авторы совмещают творчество с весьма прозаической работой – и с банальнейшими обязанностями по дому.

Если автор хочет заработать…

Если автор хочет не только реализовать себя, но и получить материальное вознаграждение за свой труд, ему необходимо обеспечить выход своего произведения на книжный рынок. Это довольно трудоемкий процесс, который требует не только таланта, целеустремленности и желания, но порой и немалых капиталовложений.

Так с чего же начать? Главный вопрос при публикации – это авторство. Иногда случается так, что интересные и перспективные работы начинающих писателей попадают не в те руки, поэтому вашей первоочередной задачей является регистрация авторских прав на свою работу.

На сегодняшний день в России не существует официальной процедуры регистрации прав на произведения. Поэтому приходиться обходиться следующими нижеуказанными способами.

Зарегистрировать свои авторские права можно в Российском авторском обществе (РАО), однако эта процедура платная, может быть произведена только в Москве и не является государственной регистрацией авторских прав.

Получить свидетельство об авторстве можно и на некоторых специальных сайтах, предоставляющих подобные услуги. Но, в случае возникновения разногласий или, более того, судебных разбирательств, суд вряд ли признает такой вариант регистрации, а значит, закон будет не на вашей стороне.

Более дешевым, надежным и весомым в правовом плане способом является регистрация авторства у нотариуса. Заверенная копия свидетельства будет храниться в архивах на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти.

Первым шагом в издании самой книги является запрос и получение разрешения на публикацию. Вам потребуется написать заявление, приложить свидетельство об авторстве и оригинал рукописи. Некоторые малоизвестные издатели не требуют свидетельства об авторстве, но в большинстве случае издательские дома, особенно те, что имеют определенный вес на просторах печатной продукции, внимательно следят за наличием прав на рассказ.

Если вы публикуетесь за свой счет, следует внимательно изучить все пункты договора с издательством. Такой процесс издания очень трудоемкий, затратный и часто рискованный, ведь книга может не принести успех и не окупить затраты, которые вы вложите в ее публикацию. Потому рекомендуется публиковаться за свой счет лишь тогда, когда автор твердо уверен в своем творчестве, возможностях и терпении. В конце концов, для самореализации не обязательно выпускать тысячные тиражи, которые могут в итоге прогореть. Достаточно сделать приятный подарок в виде книги своего сочинения самым близким и родным людям. Они это оценят по достоинству и будут горды таким редким экземпляром.

Многие издательские дома заключают договора с авторами и выпускают определенный тираж за свой счет. Автор при этом получает фиксированный гонорар и/или установленный заранее процент от прибыли тиража (чаще всего не более 10%) – все зависит от условий договора. Чаще всего такой метод практикуется с уже известными писателями, но иногда и новичкам удается пробиться подобным образом. Немаловажную роль при этом может сыграть интернет. Издательство в первую очередь интересует размер предполагаемой прибыли, который прямопропорционально зависит от популярности вашей книги. Для того, чтобы издатель захотел заключить с вами договор «за свой счет», не лишним будет предоставить ему доказательства популярности, если таковые, конечно, имеются. Статистика посещений страницы в интернете, на которой опубликована ваша работа, отзывы к вашему произведению – все это может повлиять на решение руководства издательского дома. В случае положительного ответа издательство возьмет на себя все затраты на издание и оформление книги, обеспечение доставки тиража в магазины, рекламные, презентационные и прочие маркетинговые мероприятия.

Рекомендуем: аутсорсинг персонала — отличный способ подобрать хороших людей для своей организации. От вас только озвученные требования, все заботы по поиску, подбору и тестированию персонала аутосорсинговая компания берет на себя.